Как гаджеты снимают успеваемость
В современном мире гаджеты стали неотъемлемой частью жизни наших детей. Они дают доступ к информации и развлечениям, занимают детей и освобождают взрослых.
Да, ходят разговоры, что гаджеты для ребёнка вредны. Да, учителя жалуются на то, что у каждого второго пресловутый СДВГ, и дети попросту не могут усидеть за партой привычные 45 минут. Да, большинство школьников практически не представляют свою жизнь без телефона, и лишение гаджета приводит к крикам и слезам.
Но большинство взрослых считают, что ничего страшного не произойдёт, если ребёнок немного посмотрит мультики или поиграет на телефоне.
Но что происходит с мозгом ребёнка, когда он пользуется гаджетами. Чтобы вы понимали, можно ли давать ребёнку гаджет, без последствий для его мышления и психики – дочитайте текст до конца!
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ГАДЖЕТОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ?
Потребление информации, как потребление еды, — это очень важная человеческая потребность. Одно из самых страшных наказаний — это одиночная камера? А в тюрьме с энтузиазмом начинают читать даже те, раньше этого не делал годами. Даже кошка в новом помещении обязательно изучит и обнюхает все углы.
В любой живой организм «встроен» механизм получения информации. Это эволюционно сформированный навык, от которого зависит выживание.
Древний человек реагировал на любой шорох, потому что это мог быть хищник. Те, кто не был внимательным и не реагировал, жили недолго. Сейчас хищников рядом нет, но мы всё равно повернём голову, если справа от нас раздастся какой-то шум. В нас осталась потребность в получении информации.
40–50 лет назад наши родители читали в кровати с фонариком. Они потребляли информацию таким образом.
Это не воздействовало негативно на мозг, потому что чтение — сложный интеллектуальный процесс. Для обработки текста нужны интеллектуальные усилия. Нужно представить в голове картинку, напрячь внимание, следить за сюжетом и т.д. Нам приходится потратить усилия для того, чтобы обработать информацию, которая есть в тексте. И в награду мы получаем дофаминовое удовольствие.
С гаджетами ситуация совершенно иная. Тик-токи, рилсы, шортсы: это формат 15 секундного фильма. Именно фильма, потому что даже в коротком ролике есть завязка, сюжет, развязка.
Уровень удовольствия от потребления этой информации мы получаем такой же, как и от чтения. А напрягаться совсем не нужно. Информация получается, удовольствие получается, а энергия не тратится.
Мозг — очень ленивый и ресурсный орган. При массе 2% от массы тела он потребляет 20–25% всей энергии. А организм старается энергию экономить и тратить как можно меньше. Поэтому, делая выбор между чтением и потреблением такого «фастфудного» видео контента, мозг естественно выберет фастфуд.
Компьютерные игры в телефоне: бродилки, ходилки, всевозможные аркады убивают внимание.
Мозг и ребёнка, и взрослого устроен так, что нам необходимо постоянно прилагать усилие, чтобы сохранять внимание. Например, когда мы читаем, мозг постоянно пытается отвлечься. Но мы усилием воли заставляем себя продолжить чтение.
Это прекрасно знают разработчики игр. Они понимают, что есть короткие временные периоды концентрации, после которых внимание рассеивается. И игры построены так, что в момент, когда должно произойти рассеивание внимания, вылетает монетка, или появляется какой-то монстр. Внимание ребёнка искусственно направляется на процесс игры.
И выглядит это вполне невинно. Маленький ребёнок не бегает, не дёргает родителей, не пытается свернуть себе шею. Он сидит и смотрит «развивающий» мультик.
Плохо то, что постепенно произвольная способность управлять своим вниманием атрофируется. Ребёнок сконцентрирован на гаджете, потому что его внимание искусственно поддерживается.
В норме способность удерживать внимание должна развиваться естественным образом. Маленький ребёнок в полтора года может удерживать внимание буквально несколько минут, если ему не помогать, не говорить: посмотри это или то.
Постепенно при нормальном развитии способность удерживать внимание увеличивается.
Но если ваш ребёнок играет с гаджетом, способность удерживать внимание не развивается и даже постепенно атрофируется. Мы получаем 7–8–9 летнего ребёнка с уровнем внимания, как у двухлетнего.
Думаю, вы понимаете, что к обучению такой ребёнок совершенно не способен.
И.о. директора, педагог дополнительного образования МУ ДО «Дом детского творчества» О.Г. Камалдинова
|