Пятница, 11.10.2024, 02:19

вксемьямнение

МУ ДО "Дом детского творчества"


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса?
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей для родителей

Главная » Статьи » Мои статьи

Психологические основы безопасного поведения детей на дорогах

 

 

 


 

 

 

 

ПО ПЛАНУ ИЛИ «КАК ПОЛУЧИТСЯ»?

 

Мы любим своих детей и хотим им только добра. Мы говорим им: «Стой, дальше дорога! Нельзя играть на проез­жей части! Возьми меня за руку, перехо­дим улицу!» Любой родитель, бабушка или дедушка подтвердят, что именно так (или почти так) они делают. Это план воспитания безопасного поведения на дороге у наших детей.

Хорошо, когда такой план нами осо­знаётся, систематично и планомерно реа­лизуется в жизни, результаты его выпол­нения нами контролируются: мы не забы­ваем сделать замечание или даже отру­гать, когда ребёнок игнорирует наши наставления. Но часто нам не хватает как раз планомерности и систематич­ности, настойчивости и непротиворе­чивости в его реализации.

Всегда ли вы держите ребёнка за руку, когда находитесь на проезжей части дороги? Большинство родите­лей - да. Но многие держат не са­ми, а доверяют ребёнку держаться за себя: за ручку сумки, подол пла­тья, за коляску... Особенно когда у родителя много сумок или коляска с другим ребёнком. А бывает, и про­сто банка пива мешает взять своего ребёнка за руку в ситуации потенци­альной опасности.

Но «держать за руку» означает не только контролировать ребёнка, а при необходимости контролиро­вать ситуацию.

Резко вырулил автомобиль; «га­зель», скрипя тормозами, с неубедительной быстротой снижает скорость; упала игрушка; под ногами оказался интересный ребёнку предмет; яркий рекламный щит, на который вы и не смотрите, заворожил ребёнка - это всё повод для него резко остановиться и отпу­стить вашу руку или то, за что он держит­ся. По разным причинам: испуг, интерес, неожиданность, но результат один - в случае резкого изменения дорожной об­становки вы не успеете его остановить, отдёрнуть, оттолкнуть, отбросить и т.д., потому что ребёнок для вас недостижим.

Уже меньше родителей держат ребён­ка за руку, когда идут по проезжей части дороги в жилой зоне рядом с домом, в знакомом им районе. Это не тротуар, но нам, взрослым, он привычен именно как средство пешего передвижения. И детям мы часто говорим: «Иди рядом». Но для одних рядом - это 15-30 сантиметров (достижимо для нашей руки), а для дру­гих - 30-50 и дальше (далеко не у каж­дого родителя это длина руки). Научите ребёнка идти именно рядом с вами, не дальше вытянутой руки желательно по тротуару, а в жилой зоне, где нет тротуаров, по краю дороги, а не по её середи­не, перед вами, а не сзади.

Мало кто держит ребёнка за руку на ос­тановках общественного транспорта, по­ка ждут транспорт. А ведь детям скучно ждать, они развлекают себя, как умеют: крутятся вокруг столбов рядом с проез­жей частью, выглядывают за пределы тротуара на приглянувшуюся им машину и т.д. Далеко не всегда, особенно пожилые люди, которым трудно выйти из маршрут­ки, автобуса и т.д., держат за руку ребён­ка при выходе из транспортного средства. Но выход из стоящего транспорта или из-за препятствия, которое ограничивает об­зор проезжей части дороги, — одна из частых причин ДТП с детьми.

 

ГРАНИЦЫ НЕСВОБОДЫ

 

До какого возраста держать ребёнка за руку при переходе проезжей части до­роги? Большинство родителей крепко держат 2-летнего ребёнка (причём, наде­юсь, не за ладошку, а за запястье, иначе детскую руку не удержать), а вот трёхлет­ку — уже далеко не все. Это связано с из­вестным кризисом трёх лет, когда ребё­нок становится несговорчивым, обесце­нивающим взрослого и его правила, и многим родителям, что называется, не хватает пороху противостоять напору са­мостоятельности маленького человечка.

Но именно в этом возрасте для ребёнка возрастает опасность попасть в ДТП, что связано с его возросшей активностью, любознательностью, но вместе с тем и им­пульсивностью, недостаточной координа­цией движений и устойчивостью походки. Пройти по узенькому тротуару, часто с выбоинами, крупным мусором и не упасть, не споткнуться или не спрыгнуть за интересным для него камешком, па­лочкой, упавшей игрушкой и т.д. далеко не всегда получается. Поэтому задача ро­дителей 3-летнего ребёнка и других взрослых — проявить твёрдость в соблю­дении безопасного передвижения по и ря­дом с дорогой. Важно не просто настоять («Я взрослый, я знаю, что правильно!»), а объяснить ребёнку, что вы заботитесь о нём, боитесь за него, и поставить четкие границы свободы (например, «до этого забора я тебя держу за руку, а после него ты идёшь сам, там широкий тротуар»).

Вообще важно как можно больше именно разговаривать с ребёнком, комментируя, что вы делаете и почему («Я смотрю налево, потому что оттуда мо­гут появиться машины» и т.д.). Не стоит надеяться на немедленный результат. Чтобы самому, без вашей подсказки смотреть налево-направо, обернуться на шум двигателя, оста­навливаться и отходить в сторону, пропуская транспортное средство, и делать другие привычные нам действия, обеспечивающие нашу безопасность на дороге, ребёнку предстоит пройти долгий путь развития его по­знавательных процессов, отвечающих за умение прогнозировать и планиро­вать, развития его личности, связан­ной с контролем над своими сиюми­нутными желаниями, и т.д. Согласно современным психологическим дан­ным произойдёт это годам к 10-12-ти. Держать ребёнка за руку до этого возраста вряд ли получится, да и не нужно, ведь самое главное в любом воспитании - это когда ребёнок сам делает то, что вчера мог сделать только с вашей помощью. Но момент, когда вы доверяете ребёнку идти рядом с вами по проезжей части, должен определяться не только его воз­растом, но и его характером.

 

УЧИТЫВАЕМ ХАРАКТЕР

 

Пугливые, тревожные дети и сами не отпустят вашу руку ещё долго. И это пра­вильно: в ситуации резкого изменения дорожной обстановки, внезапного появ­ления опасности они, скорее всего, рас­теряются, начнут хаотично перемещать­ся в пространстве и подвергнут себя и ок­ружающих даже большей опасности, чем она была. Но дети подвижные, непо­седливые, активные вряд ли дадут вам руку добровольно, а контролировать их нужно едва ли не больше, чем детей пер­вого типа. Ведь из-за своей неуёмной энергии они чаще попадают в опасные ситуации, и не только на дороге или в транспорте. Чаще всего это мальчики, и здесь нужна особая деликатность, чтобы уберечь их как от физической опасности на дороге, так и от психологической опасности прослыть «маменькиным сы­ночком», «слюнтяем», которого, как ма­ленького, держат за руку.

Важно также учитывать психофизичес­кое состояние вашего ребёнка. Сотрудни­ки ГИБДД хорошо понимают состояние эйфории в дни школьных каникул, из-за которого снижается внимание, ут­рачиваются осторожность и бди­тельность как у детей, так и у взрослых, и проводят регулярные операции «Внимание — дети!». Это нужно иметь в виду и самим ро­дителям, не ослабляя контроля за безопасным поведением ребёнка в каникулярное время. Но в начале учебного года, учебной четверти, после болезни или когда уже забо­левают, дети также менее внима­тельны, у них ослаблен самоконт­роль, они часто возбуждены, более, импульсивны, чем обычно, на фоне усталости, усилившегося эмоцио­нального напряжения. Это особен­но важно для первоклассников, для детей, только начавших посещать детский сад, то есть в период  адаптации к новой для них сфере жизни, которая не для всех детей бывает лёгкой. В этот момент родителям нужно тактично, но твёрдо взять ребёнка за руку, объясняя, что когда это состоя­ние пройдёт, ребёнок сможет снова идти самостоятельно.

 

ЭМОЦИИ ДЕЙСТВУЮТ СИЛЬНЕЕ

 

Есть и другой «план воспитания», кото­рый реализуется нами в спонтанном по­ведении, непосредственных поступках, эмоциональных высказываниях и оцен­ках. Этот воспитательный план нами, как правило, не осознаётся, мало контроли­руется со стороны наших воспитательных установок, но часто именно он оказыва­ется более действенным. Например.

Торопимся, до перехода далековато. Говорим ребёнку: «Давай руку, здесь перейдём». Или совсем без «давай ру­ку»: «Побежали быстрее, сейчас крас­ный загорится». Едем в автомобиле: «Ксюша, пригнись, проезжаем ДПС, а ты без кресла. Зачем его покупать, вся Европа без кресел ездит». По телефону: «Представляешь, в Белоруссии всех де­стей заставляют ходить со светоотражателями, нас тоже заставили купить, хотя мы и возмущались, что мы не их гражда­не. За что только деньги берут!»

Вы читаете это и думаете: не про ме­ня? Вы никогда-никогда не переходите улицу с ребёнком в неположенном мес­те? И никогда не начинаете переходить улицу, когда зелёный сигнал уже мига­ет, предупреждая о смене цвета на крас­ный? Управляя автомобилем, никогда не водите на «грани» нарушения ПДД? Особенно — если в салоне ребёнок, уже способный понимать ситуацию на дороге и соотносить её с вашим поведе­нием и высказываниями в адрес других участников дорожного движения? И вы не позволяете себе эмоциональной оценки действий инспекторов ДПС в присутствии ребёнка? Если вас оштра­фовали, объясняете ребёнку, что вы сделали неправильно?

Честно ответьте: вы сразу же купили ребёнку новое автокресло, едва он вы­рос из первого? У них ведь есть ресурс, связанный с анатомией растущего дет­ского тела. Выросший из автокресла ре­бёнок может получить серьёзную трав­му, так как нагрузка придётся на те мес­та, которые автокресло «по возрасту» защищает. А катафоты, фликеры или скотч-лайты вы купили, не дожидаясь введения штрафов, как в Белоруссии?

Если вы были честными с собой, то хотя бы на некоторые вопросы вы отве­тили «нет».

А это и есть тот самый «другой» план обучения наших детей, как вести себя на дороге. И он чётко включает, что можно и что нельзя (мне можно, а дру­гим нельзя), что хорошо и что плохо (что я делаю, всё хорошо, а другие — всё плохо), кто хороший, а кто — пло­хой (я сам лихач — хороший, а «дерев­ня, лох», — плохой).

Именно этот воспитательный план сильнее запечатлевается у наших детей, так как подключает наши эмоции, к ко­торым любое живое существо воспри­имчивее, ведь это более древний, про­веренный в ходе эволюции способ обу­чения. Психологи выяснили, что мла­денцы распознают эмоции матери начи­ная уже с 3-месячного возраста, а вот запомнить наши «нельзя» и выучить ПДД они смогут очень и очень нескоро.

 

 

 

 

 

А КТО ВОСПИТАЕТ РОДИТЕЛЯ?

 

Мы уже не раз слышали, что мы — об­разцы поведения для наших детей. В дру­гих странах это осознаётся и государст­вом. Так, в Германии — одной из стран с низкой аварийностью — сумма штрафа за совершённое ДТП возрастает в 5 раз, если свидетелем ДТП стал ребёнок.

Наше государство также внесло свою лепту в воспитание родителей. Например, выпустило ролики о безопасности до­рожного движения (их можно было уви­деть в июне этого года в Москве, напри­мер в сети магазинов «Ашан»). Мне как маме 5-летней дочери, очень активной и подвижной, любящей попрыгать и побе­гать, особенно запомнился ролик, где ре­бёнок бежит следом за мячиком, укатившимся на дорогу, а тут выруливает грузо­вик. Лицо матери, увидевшей эту страш­ную картину, до сих пор перед моими гла­зами, и это заставляет меня терпеть ак­тивное возмущение дочки при переходе улицы, которая «уже большая, ну что ты меня за руку-то хватаешь!».

Наши дети будут жить в других усло­виях дорожного движения, чем мы. На­пример, в детстве большинства совре­менных родителей не было маршруток, и сейчас никто им не объясняет, как нужно правильно вести себя в них, осо­бенно вместе с ребёнком.

Да и сами маршрутки чаще всего мало приспособлены для проезда с детьми. И даже самые комфортабельные — для проезда с прогулочной коляс­кой-тростью. Не верите? Попро­буйте: а) войти в маршрутку с ре­бёнком 1-1,5 лет и сложенной коляской (это нужно сделать од­новременно, а двери слишком узкие); б) пройти по маршрутке с этой «экипировкой» до свобод­ного места (маршрутки дёргают­ся при начале движения, а дер­жаться не за что); в) сесть (куда вы поставите коляску, чтобы она не мешала вам и другим пасса­жирам, не перемещалась во вре­мя движения? — это тест на вашу креативность) и г) расплатиться (что держать: кошелёк, ребёнка, падающую коляску или поручень, который от вас может быть ну очень далеко?). Умолчим о том, что ребёнок этого возраста - вовсе не тихий «ку­лёк», который будет спать или хотя бы неподвижно рассматривать окружаю­щих. А уж про выход из маршрутки мож­но снять фильм, по накалу страстей не уступающий «Миссия невыполнима».

Вы думаете, будет проще, когда ребё­нок станет старше? Вы забыли про порт­фель или большую сумку со спортивным инвентарем вашего чада; час пик, когда наши сограждане штурмуют маршрутки, не считаясь с возрастом пассажиров; вполне понятное желание родителей сэко­номить (регулярные поездки на маршрут­ках сильно давят на бюджет) — дети сидят на коленях у своих родителей, практичес­ки упираясь головой в потолок, загоражи­вая проход другим пассажирам и т.д.

Думаете, в метро, в автобусе, трол­лейбусе или трамвае удобнее? Просто привычнее.

Вяло поглядывая на видеофильмы в маршрутках, оборудованных телевизо­ром, я каждый раз надеюсь увидеть ро­лик, обучающий родителей правилам про­езда с ребёнком в этом виде транспорта. Уверена, пользы для пассажиров было бы гораздо больше, чем от роликов о моде или курортах. Ведь нужда проехаться с ребёнком в поликлинику или лечебный центр, к бабушкам и дедушкам, на разви­вающие занятия, в детский садик прихо­дит ко всё большему числу родителей ма­леньких детей. Хорошо бы в таких роли­ках учить водителей маршруток и пасса­жиров помогать родителям с детьми.

Надеемся, что эта беседа заставит родителей задуматься и более внима­тельно отнестись к этой области воспи­тания своих детей.


 

 

                 

 

Для безопасности вашего ребёнка, даже если вы ему рассказывали раньше об этом, объясните и покажите, как безопасно перейти проезжую часть дороги.

 

Самый безопасный переход — подземный или надземный. Если нет подземного перехода, можно перейти по «зебре», лучше на регулируемом перекрёстке, то есть оснащённом светофором.

Ребенок должен знать, что красный сигнал светофора запрещает движение: «Стой! Выходить на дорогу опасно!» Жёлтый сигнал предупреждает о смене сигнала: «Стой! Жёлтый сигнал тоже запрещает переход». Только зелёный сигнал разрешает движение. Но и он не означает, что до­рогу можно переходить без оглядки. Он лишь разрешает переход дороги. Безопасность пешеход должен обеспечить себе сам. Напомните ребёнку: «Посмотри, все ли машины остановились и пропускают пешеходов, не поворачивает ли какой-либо автомобиль направо, и только тогда - иди.

Иди быстро, но не беги. Когда человек бежит, он по сторонам не смотрит. Повернуть голову на бегу для осмотра и трудно, и просто опасно, можно упасть. При движении шагом, имея опору на обе ноги, человек может без труда повернуть голову и вправо, и влево.

Если при подходе к середине проезжей части загорается красный сигнал, остановись. Не делай лишних шагов ни вперёд, ни назад. Следи за проезжающим транспортом справа и слева.

Заканчивай переход, только убедившись, что снова горит зелёный сиг­нал и транспортные средства стоят».

Если вы подошли к перекрёстку при мигающем зелёном сигнале свето­фора, переходить не следует, хотя переход и разрешен — можно не успеть перейти всю проезжую часть, а это уже опасно. Никогда не переходите до­рогу в такой ситуации сами и объясните это вашему сыну или дочке.

 

Помните!

Для ваших детей ваш авторитет –

непререкаем. И ваш пример, в том числе

в вопросах безопасности, - главный!

 

                 

 

Для безопасности вашего ребёнка, даже если вы ему рассказывали раньше об этом, объясните и покажите, как безопасно перейти проезжую часть дороги.

 

Самый безопасный переход — подземный или надземный. Если нет подземного перехода, можно перейти по «зебре», лучше на регулируемом перекрёстке, то есть оснащённом светофором.

Ребенок должен знать, что красный сигнал светофора запрещает движение: «Стой! Выходить на дорогу опасно!» Жёлтый сигнал предупреждает о смене сигнала: «Стой! Жёлтый сигнал тоже запрещает переход». Только зелёный сигнал разрешает движение. Но и он не означает, что до­рогу можно переходить без оглядки. Он лишь разрешает переход дороги. Безопасность пешеход должен обеспечить себе сам. Напомните ребёнку: «Посмотри, все ли машины остановились и пропускают пешеходов, не поворачивает ли какой-либо автомобиль направо, и только тогда - иди.

Иди быстро, но не беги. Когда человек бежит, он по сторонам не смотрит. Повернуть голову на бегу для осмотра и трудно, и просто опасно, можно упасть. При движении шагом, имея опору на обе ноги, человек может без труда повернуть голову и вправо, и влево.

Если при подходе к середине проезжей части загорается красный сигнал, остановись. Не делай лишних шагов ни вперёд, ни назад. Следи за проезжающим транспортом справа и слева.

Заканчивай переход, только убедившись, что снова горит зелёный сиг­нал и транспортные средства стоят».

Если вы подошли к перекрёстку при мигающем зелёном сигнале свето­фора, переходить не следует, хотя переход и разрешен — можно не успеть перейти всю проезжую часть, а это уже опасно. Никогда не переходите до­рогу в такой ситуации сами и объясните это вашему сыну или дочке.

 

Помните!

Для ваших детей ваш авторитет –

непререкаем. И ваш пример, в том числе

в вопросах безопасности, - главный!!!

Категория: Мои статьи | Добавил: ДДТ (14.01.2015)
Просмотров: 536 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
гсемьялист


ПФДО